Бизнес-инкубаторы в России. История

Бизнес-инкубаторы в России. ИсторияПервые прообразы бизнес-инкубаторов появились в Великобритании в середине XX века [1]. Первый бизнес-инкубатор в современном понимании этого слова был основан в 1959 году. Джозеф Манкусо купил склад при фабрике в городе Батавия и основал первый инкубатор в Америке — Batavia Industrial Center. Его целью было создание новых рабочих мест в городе с экономической дерпессией [2] .

В 1985 году в мире действовало около 70 бизнес-инкубаторов, в 1992 их насчитывалось 470, в 1995—1100, объединённых в Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса [1]. Наибольшее число бизнес-инкубаторов было создано в США, чему способствовали необходимость возрождения пришедших в упадок городских центров и регионов, поощрение инновационной деятельности и предпринимательской активности в университетах, а также создание привлекательных условий для частных инвесторов [1] .

Бизнес-инкубаторы в России

В России бизнес-инкубаторы появились в 1990 году.

По российскому законодательству, бизнес-инкубатор — это «организация. решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей. которые хотят, но не имеют возможности начать своё дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей» [3] .

Под бизнес-инкубатором понимается организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путём предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг. Общая площадь нежилых помещений бизнес-инкубатора должна быть не менее 900 кв. м, при этом площадь, предназначенная для размещения субъектов малого предпринимательства, должна составлять не менее 85 % от полезной площади бизнес-инкубатора. Площадь нежилых помещений, предоставленных в аренду одному субъекту малого предпринимательства, не должна превышать 15 % от площади нежилых помещений бизнес-инкубатора, предназначенной для размещения субъектов малого предпринимательства [4] .

Бизнес-инкубатор обеспечивает оказание следующих основных услуг:

  1. предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений бизнес-инкубатора;
  2. осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора;
  3. почтово-секретарские услуги;
  4. консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учёта, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;
  5. доступ к информационным базам данных.

Бизнес-инкубатор (за исключением бизнес-инкубаторов производственного и агропромышленного назначений) должен соответствовать следующим основным требованиям к техническому оснащению:

  1. наличие не менее 70 рабочих мест, оборудованных оргтехникой и мебелью;
  2. наличие для каждого рабочего места компьютера, принтера (индивидуального или коллективного доступа) и телефона с выходом на городскую линию и междугородную связь;
  3. наличие не менее одной оборудованной (мебель, доска и телефон) переговорной комнаты;
  4. наличие не менее одного оборудованного (мебель, доска, проектор и телефон) зала для проведения лекций, семинаров и других обучающих занятий;
  5. наличие интернет-канала для не менее 80 % рабочих мест бизнес-инкубатора;
  6. наличие оргтехники для коллективного доступа: факс, копировальный аппарат, сканер, цветной принтер, телефонная мини-АТС.