Бизнес-инкубатор Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства

Бизнес-инкубатор Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательстваБизнес-инкубатор функционирует с «09» января 2014 года.

Бизнес-инкубатор — структурное подразделение Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства, которое осуществляет поддержку и содействие субъектам малого предпринимательства в процессе реализации проектов и осуществляет деятельность, направленную на развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Руководство Бизнес-инкубатором осуществляет генеральный директор Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства.

Площадка инкубатора находится по адресу: г. Уфа, бульвар Ибрагимова, д. 19.

Общая площадь Бизнес-инкубатора 397 кв. м. Количество готовых рабочих мест около 47.

Для работы над проектами резидентам предоставляются следующие услуги по программе резидентуры:

— предоставление доступа к инфраструктуре Бизнес-инкубатора:

1) рабочее место (стол, стулья, стеллаж, вешалка, компьютер с программным обеспечением, подключение к Интернету;

2) доступ к копировальному центру, факсу, телефония, к справочным и информационным системам;

3) конференц-зал, оснащенный необходимым оборудованием для проведения конференций, презентаций, переговоров, семинаров и других мероприятий;

4) комната для приема пищи (кухонный уголок, холодильник, микроволновая печь, столы и стулья);

— индивидуальные консультации;

— услуги секретаря по приему звонков;

— уборка площади.

Стоимость услуг для резидента составляет 2500 рублей в месяц за каждое оборудованное рабочее место.

В Бизнес-инкубаторе предусмотрены следующие услуги/продукты:

программа резидентуры;

дополнительные услуги, не входящие в программу резидентуры.

(http://www. ufasbfund. ru/incub/)

10 Технопарк «Инмаш»

В 2009 г. Министерством промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан подтвержден статус технологического парка (выдано свидетельство о регистрации субъекта инновационной инфраструктуры № 7 от 8 октября 2009 г.) Общая территория производственных отапливаемых помещений – более 110 тыс. кв. м. В наличии – свыше 600 ед. оборудования (включая обрабатывающие центры, термическое, сварочно-заготовительное производство). Производственные помещения оснащены погрузо-разгрузочным оборудованием, инженерными коммуникациями, подъездными путями (включая железнодорожную ветку). Производственные мощности, офисные площади и инженерная инфраструктура (по электро-, газо-, паро-, воздухо-, водоснабжению, водоотведению, отоплению) имеют резервы использования, которые активно применяются в процессе развития проекта. В настоящее время на территории технопарка действуют общество с ограниченной ответственностью «Концерн «Инмаш»» (высокотехнологичное машиностроение), общество с ограниченной ответственностью «Южный Урал» (производство упаковки), Общество с ограниченной ответственностью Совместное предприятие «БЕЛАРУС-Инмаш» (сборочное производство тракторов и навесного тракторного оборудования), общество с ограниченной ответственностью «Транстехника» (газоплазменная резка крупногабаритных изделий), общество с ограниченной ответственностью «Русфильтр» (производство масляных и воздушных автомобильных фильтров), общество с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие «ЛИОН» (охранные услуги) и ряд других компаний. Общая численность персонала – 224 человек.

(http://inmash. org/history)

11 Бизнес-инкубатор «Юг Башкортостана» г. Салават

На основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан № 1374а-р от 25 декабря 2006 г. в целях реализации мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектам РФ, было принято решение создать территориальный бизнес-инкубатор в городском округе город Салават Республики Башкортостан.

Основной целью бизнес-инкубатора г. Салават является:

увеличение процента «выживаемости» вновь созданных малых предприятий,

наиболее полное использование научно-технического потенциала Республики Башкортостан,

формирование предпринимательской среды,

обеспечение условий для создания и развития малых предприятий в приоритетных для Башкортостана отраслях экономики, прежде всего производственной, научно-технической и инновационной сферах.

Цель Бизнес-инкубатора – создание максимально благоприятных условий для успешного начального развития малых предприятий. Инкубатор не только предоставляет прошедшим отбор компаниям офисные площади на льготных условиях, но (и это самое главное) – содействует налаживанию бизнес процессов в этих компаниях, оказывает консультационные услуги по юридическим, маркетинговым, бухгалтерским и управленческим вопросам.

Размещенным в бизнес-инкубаторе компаниям оказывается содействие в разработке и продвижении их инновационных разработок, а так же поиске инвесторов. Это значительно увеличивает шансы компании на выживание после окончания «инкубационного периода», так как именно комплекс подобных мероприятий дает новой компании возможность самостоятельно развиваться на свободном рынке. Таким образом, пользуясь содействием бизнес-инкубатора, предприниматель сосредоточен исключительно на развитии своей уникальной идеи и стремлении начать выпуск собственного продукта, услуги.

АНО «Бизнес-центр «Юг Башкортостана» — классический бизнес-инкубатор, который объединяет под своей крышей предприятия самого разного профиля. Общая площадь офисных помещений, предназначенных для сдачи в аренду на льготных условиях, составляет 1200 кв. м. Всего для сдачи в аренду предназначено 33 офисных помещения. Площадь предоставляемых помещений от 10 кв. м и выше; круглосуточная охрана; каждое рабочее место в помещениях бизнес-инкубатора обеспечивается оргтехникой и мебелью, телефоном с выходом на городскую и междугородную связь, доступом в Интернет, коллективным доступом к факсу, копировальному аппарату, сканеру.

12. Октябрьский бизнес-инкубатор

Октябрьский бизнес-инкубатор – территориальный орган, зона действия которого распространяется также на Туймазы, Белебей и Ермекеево. Общая площадь трехэтажного здания, расположенного по адресу: ул. Северная, д.5 а, составляет 1074 кв. м. Площадь прилегающего земельного участка 1500 кв. м. Всего для сдачи в аренду предназначено 33 офисных помещения. Площадь предоставляемых помещений от 10 до 25 кв. м.; чистовая отделка; круглосуточная охрана с системой видеонаблюдения, контроля доступа, пожарной сигнализацией; каждое рабочее место в помещениях бизнес-инкубатора обеспечивается оргтехникой и мебелью, телефоном с выходом на городскую и междугородную связь, факсом, доступом в Интернет, коллективным доступом к копировальному аппарату, сканеру, цветному принтеру, комнате ведения переговоров и конференц-залу на 50 посадочных мест. Создание 82 рабочих мест обеспечено за счет финансирования из федерального (11 млн. руб.) и республиканского (11 млн. руб.) бюджетов. Основной уровень квалификации персонала – менеджеры среднего звена. Основными видами деятельности бизнес-инкубатора являются предоставление офисных помещений в аренду субъектам малого предпринимательства сроком до трех лет на льготных условиях (в первый год оплачивается только 40% от рассчитанной стоимости аренды, второй год – 60%, третий год – 100%); предоставление в пользование офисного оборудования (компьютеры, телефоны, копировальные аппараты, факсы); оказание информационно-консультационных услуг по различным отраслям деятельности для субъектов малого предпринимательства, размещаемых в бизнес-инкубаторе. Бизнес-инкубатор в лице созданного для технического содержания и оказания услуг МУП «Управляющая компания «Октябрьский бизнес-центр» оказывает: — почтово-секретарские услуги; — консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения; — обеспечивает доступ к информационным базам данных; — проводит обучение практическим навыкам разработки индивидуальных бизнес-планов, экономических намерений и пакета учредительных документов; — содействие в доступе к рынку товаров, труда и кредитам, организация участия в ярмарках и выставках; — обеспечение связей между выпускниками бизнес-инкубатора и с другими предпринимателями с целью обмена информацией и опытом работы, прогнозирования наиболее перспективных видов деятельности, поиска способов и конкретных мер формирования конкурентной способности и эффективности предпринимательства; — посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами, союзами, торговыми палатами, банками и т. д.; — поддержка при решении административных проблем; — проведение конференций, выставок, семинаров по экономическим и правовым вопросам предпринимательства, в том числе с международным участием; — организация независимой экспертизы проектов и продукции, созданной в рамках учебных, научно-технических и хозяйственных программ. (http://www. oktbi. ru/)

13 Бизнес-инкубатор «Деловой мир Зауралья». Г. Сибай

В 2008 году по инициативе Администрации городского округа город Сибай, при активном содействии Правительства Республики Башкортостан и поддержке со стороны Правительства Российской Федерации был создан территориальный бизнес-инкубатор (ТБИ). В 2007 году город Сибай выиграл конкурс на размещение ТБИ, чему способствовал высокий потенциал предпринимательских идей и проведение в городе различных мероприятий и экономических форумов. Торжественное открытие ТБИ состоялось 23 августа 2008 года. Функции управления осуществляет МУП Управляющая компания Бизнес-центр «Деловой мир Зауралья».

Услуги, оказываемые в бизнес-инкубаторе, предоставляются субъектам малого предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории следующих муниципальных образований:

— городского округа город Сибай Республики Башкортостан;

— городского поселения город Баймак Республики Башкортостан;

— муниципальных районов:

Баймакский район Республики Башкортостан,

Абзелиловский район Республики Башкортостан,

Хайбуллинский район Республики Башкортостан,

Зилаирский район Республики Башкортостан,

Бурзянский район Республики Башкортостан,

Зианчуринский район Республики Башкортостан.

В общем, территориальный бизнес-инкубатор занимает здание общей площадью 1814,2 кв. м, площадь, предназначенная для размещения субъектов малого предпринимательства — 1590,5 кв. м. в том числе производственные — 731,2 кв. м. Для сдачи в аренду субъектам малого и среднего бизнеса имеются 30 офисных помещений, оснащенных новой оргтехникой и мебелью, комната переговоров, конференц-зал. В среднем площадь предоставляемого офисного помещения составляет 16 кв. м, где организованы от 2 до 3-х рабочих мест. Площадь самого большого офиса составляет — 29,6 кв. м. наименьшего — 8,3 кв. м. Также в составе недвижимого имущества ТБИ имеются помещения производственного назначения, примыкающие к административному зданию ТБИ, в том числе:

— выставочный зал – 212,7 кв. м;

— опытно-производственный цех – 518,5 кв. м.

(http://bcdmz. ru/o_kompanii/biznescentr_delovoj_mir_zauralya/)

Опираясь на вышеизложенное видно, что инновационная инфраструктура представлена пятью технопарками, одним центром трансфера технологий и один бизнес-инкубатор (по г. Уфе). Эти субъекты являются лишь частью модели инновационной инфраструктуры. Данная ситуация показывает, что инновационная составляющая города находится на очень низком уровне развития.

В Уфе сложилась уникальная ситуация в инновационной сфере: с одной стороны, имеются значительные фундаментальные и технологические научные и инженерные кадры, хорошая научно-производственная база в отдельных секторах экономики, а с другой стороны – крайне слабая реализация инноваций в производстве.

В результате в Уфе, как и в Республике Башкортостана в целом, отечественная продукция многих предприятий остается неконкурентоспособной, удельный вес в экспорте инновационной продукции очень мал, сохраняется сырьевая направленность экономики.

Сложившееся положение в сфере инновационной деятельности не обеспечивает технологического прорыва и соответственно кардинального ускорения экономического развития РБ.

В Уфе пока нет инфраструктуры, которая бы способствовала внедрению инноваций в производство. Сохраняется большой разрыв между учебными заведениями, научными организациями и предприятиями. Они должны быть звеньями одной цепи, но на данный момент каждое «звено» является едва ли не изолированной системой: наука, образование и промышленность развиваются сами по себе. В структуре общих затрат на технологические новации превалируют расходы на приобретение машин и оборудования. А на исследования и разработки идут несоизмеримо меньшие инвестиции. То есть основные средства приобретаются за счет снижения прямых расходов на инновационную составляющую производства. В результате усиливается инновационная зависимость от экономически развитых стран.

Инновационная политика региона должна быть нацелена на решение пяти приоритетных задач. Во-первых, необходимо создать и запустить механизмы развития предпринимательства на основе наукоемких технологий. Другими словами, нужно формировать цивилизованный рынок интеллектуальной собственности. Во-вторых, персонал научных организаций должен пройти обучение инновационному менеджменту. В-третьих, республике нужна полноценная база данных об инновациях. В-четвертых, целесообразно привлекать инновационно — активные бизнес-структуры и организации государственного сектора из других регионов страны. В-пятых, необходимо продвигать инновационные разработки, продукты, технологии и товары в другие субъекты России и в страны ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время в Уфе ведется работа по созданию единой системы поддержки инновационного процесса. Проблема решается с разных сторон: нормативно-правовой, финансовой, организационной, информационной, научно — и производственно-технологической, материально-технической и кадровой.

Проект инновационной программы уже согласован со многими заинтересованными министерствами и ведомствами. Ключевой принцип ее построения заключается в следующем: любой инновационный продукт проходит несколько этапов — от идеи до промышленного освоения, и на каждом этапе существует целый ряд специфических проблем, для решения которых нужны специфические формы содействия.

Проект ведется по пяти направлениям: формирование цивилизованного рынка интеллектуальной собственности, обучение инновационному менеджменту, создание базы данных об инновациях, привлечение инновационно активных бизнес-структур из других регионов страны, продвижение инновационных разработок в другие субъекты РФ и в зарубежные страны.

С целью активизации инновационной деятельности ключевыми направлениями инновационной политики определены:

— реализация республиканской целевой инновационной программы Республики Башкортостан, активизация работы по формированию объектов инновационной инфраструктуры, в том числе с привлечением федеральных средств, местных бюджетов и внебюджетных источников;

— содействие активизации работы на предприятиях по внедрению современных технологий и производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости; по снижению энергоемкости производств за счет внедрения ресурсо — и энергосберегающих технологий и оборудования, в том числе на базе принятия собственных долгосрочных программных мероприятий по ресурсосбережению;

— содействие участию в статистических наблюдениях по инновационной деятельности;

— содействие разработке муниципальных инновационных программ.

Необходимо создавать бизнес-инкубаторы для того, чтобы оказывать начинающим предпринимателям широкий спектр услуг, необходимых на стадии становления собственного предприятия, создавать хорошие исходные предпосылки для молодых предпринимателей во время трудных первых лет работы. Они являются одним из ключевых элементов инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Главная задача бизнес-инкубатора – содействие успешному развитию фирм, которые в дальнейшем смогут оставить бизнес-инкубатор и работать без его поддержки. Предприниматели, работающие в бизнес-инкубаторе, создают новые рабочие места, развивают технологии и тем самым укрепляют местную и национальную экономику.

Роль бизнес-инкубатора в создании новых малых предприятий состоит не только в непосредственной инкубации «start-ups», но и в том, что за счет профилирования бизнес-инкубатора и процедуры конкурсного отбора предприятий для размещения на его площадях, органы местного самоуправления могут оказывать поддержку тем предприятиям, деятельность которых соответствует приоритетам развития территории. Примером могут служить бизнес-инкубаторы инновационного профиля в наукоградах, развитие сферы услуг для предпринимателей, приоритетная поддержка предприятий коммунального профиля в связи с коммунальной реформой и пр.

К основным проблемам создания бизнес-инкубатора в г. Уфе относятся следующие:

Трудности в поиске финансирования на создания бизнес-инкубатора.

Подбор руководящего состава, который имеет практические навыки в управлении деятельностью бизнес-инкубатора.

Перспективы, открываемые перед г. Уфа от создания бизнес-инкубатора, являются значимыми для экономики региона в целом.

Содействие занятости населения. Бизнес-инкубаторы занимаются созданием новых предприятий и рабочих мест. Одним из важнейших партнеров бизнес-инкубаторов являются Центры занятости. Такое партнерство позволяет осуществить переобучение безработных граждан по необходимым для региона профессиям. Исследования показали, что учебные заведения в массовом порядке переучивают население на специальности менеджмент, маркетинг, в то время как на рынке труда катастрофически не хватает квалифицированных сварщиков, слесарей, инженеров. В рамках бизнес-инкубаторов теория дополняется практикой, и начинающие менеджеры получают хорошие шансы достичь уровня профессиональных управленцев.

Развитие инвестиционных возможностей. Доступ к инвестиционным ресурсам на хороших условиях имеют средние и крупные предприятия, занимающие устойчивые позиции на рынке, а у начинающих предпринимателей практически нет шансов получить финансирование своих проектов. Задачей администрации бизнес-инкубатора в этом случае является содействие начинающим предпринимателям в получении кредитов и займов. Бизнес-инкубатор, выступив в качестве гаранта возврата кредита, контролирует целевое использование средств, а предприниматель с первых шагов получает навыки в работе с традиционными источниками финансирования.

Муниципальный заказ. Каждый муниципалитет является крупнейшим потребителем различных товаров и услуг. Оборот по муниципальному заказу составляет в каждом регионе десятки миллионов рублей, причем не всегда поставщики определяются на основе открытого, публичного конкурса. Для муниципалитета конкурс – это возможность оптимизировать расходы и наилучшим образом решать проблемы социальной политики. При объявлении конкурса на муниципальный заказ важно точно определить объемы заказа, качественные характеристики товаров и услуг.

Развитие предприятий по приоритетным для города направлениям. В результате изучения тенденций развития рынка, знания опыта работы в других регионах и обмена информацией с муниципальными властями администрация бизнес-инкубатора может инициировать создание предприятий по выпуску совершенно новых продуктов или услуг. Технология работы в этом случае заключается в том, что специалисты бизнес-инкубатора разрабатывают бизнес-план, определяют необходимые ресурсы и затем занимаются подбором предпринимателей, способных реализовать проект.

Реализация лизинговых программ. В России возможности лизинга используются слабо, хотя это одна из наиболее эффективных форм развития предпринимательской деятельности в регионах. Одно из главных преимуществ – возврат массы кредита уже обеспечен оборудованием, принадлежащим лизингодателю. Если свои возможности объединяют лизинговая компания и бизнес-инкубатор, то лизинговая компания увеличивает свою клиентскую базу, приобретая оборудование для предприятий клиентов бизнес-инкубатора. Со своей стороны, бизнес-инкубатор способствует развитию инкубируемых фирм, размещая это оборудование на своей территории и обеспечивая его ввод в эксплуатацию. Кроме того, бизнес-инкубатор контролирует эффективность использования оборудования и выполнения лизингополучателем графика лизинговых платежей. В конечном итоге, лизинговая компания экономит средства за счет того, что часть ее функций (в том числе контроль) выполняет администрация бизнес-инкубатора. Для инвесторов бизнес-инкубаторы служат отличным местом по той простой причине, что в них представлено множество различных перспективных проектов, которые уже работают. В свою очередь компании часто выходят из бизнес-инкубаторов, отдаваясь в руки инвесторов. Обычно это выглядит следующим образом: на первоначальном этапе компании помогает бизнес-инкубатор, в котором появляется первая версия продукта. Затем приходит инвестор, который вкладывает в компанию, и она выходит за рамки инкубатора.

А также можно выделить то, что значительное число субъектов малого предпринимательства испытывает недостатки бизнес-инкубаторов:

зависимость от федерального финансирования и отсутствие постоянных спонсоров или инвесторов.

недостаток высококвалифицированных кадров.