Российский бизнес

1. Альтернативные деловые центры

Российский бизнес Сан-Франциско, Торонто, Франкфурт, Роттердам, Шанхай – между этими разными городами есть нечто общее. Все они считаются деловыми центрами своих стран, при этом не являясь их столицами. Специализация и конкуренция между городами или регионами в любом государстве (и прежде всего в самых крупных из них) – залог здоровья национальной экономики. И напротив: перспективы страны с богатым центром и 88 регионами различной степени отсталости вызывают сомнения.

Исключительная (хотя и исторически закономерная) концентрация административных, финансовых и кадровых ресурсов в Москве с каждым годом выглядит все более архаичной и все менее эффективной и справедливой – в особенности если смотреть на проблему из Новосибирска, Самары, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга или Питера. Рассредоточение деловой активности с некоторых пор происходит, но, увы, крайне медленно. Темпы прироста столичного богатства и влияния пока значительно выше.

2. Контрактные производители

Контрактное производство – скучная, однако крайне полезная стратегия. Здесь не требуются цветистые слоганы, эффектный брэндинг и «великие маркетинговые идеи». Такое чистое (и притом практически анонимное) ремесло – плод современной организации экономики, в которой услуги и производство сливаются в новый сектор «услуг по производству». Выстраивание подобных связей между заказчиком и исполнителем в нашей отсталой промышленности могло бы стать мощным стимулом ее развития.

Крупным компаниям, работающим с конечным потребителем, зачастую в чем-то выгоднее закупать компоненты у местных узкоспециализированных поставщиков, чем производить самим. Не говоря уж о тех, кто вовсе лишен производственно-технической базы. Для них наличие контрактного партнера – едва ли не единственная возможность превратить идею в продукт. Качественный контрактный бизнес способен прокормить немало российских предприятий средней руки при условии, что наше технологическое отставание от стран Восточной Европы и прежде всего Юго-Восточной Азии будет неуклонно сокращаться. Правда, технологии и качество – это еще не все. Успех контрактного производителя во многом зависит от того, верно ли он понимает современную систему разделения труда и видит в ней свое место («Что я умею делать по-настоящему хорошо и в соответствии с мировыми стандартами?»). А рынок между тем поистине огромен. Еще в 1992 году Еврокомиссия подсчитала, что европейские контрактные производители выпустили товаров и услуг на общую сумму более $127 млрд. Пять лет назад таких компаний в Европе насчитывалось около 300 тыс. России о подобных цифрах пока приходится только мечтать, но отдельные позитивные примеры есть и у нас .

Очевидно, что для американского миллиардера предпринимательство – не только источник богатства. Это призвание, религия, образ жизни и мысли, а заодно и тема реалити-шоу The Apprentice («Подмастерье») на NBC, которое он ведет и которое пользуется бешеной популярностью у миллионов американцев. В книге «Искусство заключать сделки» Трамп рассуждает о «рыночном чутье» и о том, что «большинство людей, от рождения наделенные этим инстинктом, могут даже не подозревать о своем даре». Всем им нужна помощь, считает пропагандист предпринимательства. А слов на ветер Трамп не бросает: за недавнюю лекцию на выставке элитной недвижимости в Нью-Йорке он получил беспрецедентный гонорар – $1,5 млн.

4. Кластеры

Расплывчатую фразу о необходимости повышения конкурентоспособности России на мировом рынке можно сформулировать предметнее: нам нужны кластеры. Главная сила в международной конкуренции – транснациональные корпорации, но это лишь вершина айсберга. «Под водой» мы видим отраслевые кластеры – группы географически соседствующих компаний и организаций (научных, учебных, правительственных), связанных общей сферой деятельности и взаимодополняющих друг друга, по определению Майкла Портера. По кластерной логике в мире действуют и процветают Голливуд, Силиконовая долина, лондонский Сити, а также множество других территорий, сумевших сконцентрировать и приумножить отраслевые ресурсы,– от финского телекоммуникационного кластера до португальского винодельческого. Реанимация проекта промокругов и инициативы власти по организации в России технопарков – лишь первые, хотя и очень важные, шаги по созданию инфраструктуры для отечественных кластеров. Ведь потребуются годы, чтобы этии площадки сумели эволюционировать в индустриальные центры мирового значения.