Школа бизнес-тренера

  • Понятие обучения, педагогика и андрагогика: в чем разница?
  • Обзор основных форматов обучения, используемых в компаниях, их специфика. А также что нового в мире тренингов?
  • Особенности обучения взрослых: как вызвать интерес к обучению? Что нужно делать тренеру для повышения мотивации к обучению
  • Четырехступенчатая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации: работа с тестом «4 типа»
  • Анализ неэффективных действий и подбор методов работы с каждым типом участников
  • Как грамотно выбрать тренерскую позицию в процессе обучения? Практикум исследования тренерских ролей

Школа бизнес-тренера3. Развитие тренерских компетенций. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Технология создания тренинговой программы обучения

  • Основные компоненты тренинга: ингредиенты и «начинка»
  • Что такое «цель бизнес-тренинга» и корневая концепция. Учимся формулировать учебные цели и определять критерии результата обучения
  • Логика тренинга: тренинг как структура. Строим учебный модуль на основе опыта участника. Модель Д. Колба. Подбираем способы обучения навыку на примере разных типов упражнений
  • Разбор примера построения блока тренинга на примере темы «Управленческие навыки: целеполагание»
  • Навык управления содержанием тренинга: тайминг, инструкции, связки, смысловые мосты, выводы

Проведение тренинговой программы обучения

  • Групповая динамика. Этапы развития группы и поведение тренера на каждом этапе
  • Изучаем методы и приемы управления групповой динамикой. Делимся секретами «тренерских» фишек
  • Методы обучения и формы активностей: мозговой штурм, модерация, мини-лекции, деловые игры, фасилитация, кейсы, метафорические деловые игры, упражнения, тесты, групповая дискуссия, разминки, ролевые игры, демо и т. д.
  • Как тренеру использовать закономерности фаз развития группы в тренинге: подбираем практические инструменты, позволяющие наладить взаимосвязь структуры тренинга с процессами групповой динамики
  • Практика: с чего начинается тренинг? Упражнения на отработку навыков сбора и коррекции ожиданий участников группы «Вершина целей», «Парковка вопросов»
  • Практика: методы активизации группы участников. «Энерджайзеры» и групповые активизаторы
  • Типы «трудных» участников. Приемы и техники работы с «трудными» участниками. Практика: Кейс «Подготовка сценария и презентация тренинга по продажам»

Навыки презентации

  • 4 основных фокуса внимания вашего тренинга. Разрабатываем «правильный» дизайн тренинга: структура, подача, презентация
  • Самопрезентация тренера: питч, легенды, зачем это нужно
  • Куда девать руки во время выступлений: голос, жестикуляция, позы, «ментальный» костюм тренера. Как и чем мы влияем на людей?
  • Кратко о современной визуальной презентации: что и как показывать, когда нужно и не нужно использовать Power Point, флип-чарт и другое оборудование тренера.
  • Управление собой во время тренинга: психологический настрой, работа с собственными реакциями
  • Как ответить на любой вопрос участников и усилить эффект тренинга

4. Развитие тренерских компетенций. МАСТЕРСКИЙ УРОВЕНЬ

Развитие лидерского потенциала тренера: тренинг личного развития

  • Понятие лидерства в бизнесе. Как элементы лидерства вписываются в процессы организационного менеджмента
  • Что такое команда? Нужна ли команда бизнесу? Кто такой лидер?
  • Эволюция ценностей: теория К. Грейвса. Практика: проживаем бизнес-игру «Спиральная динамика» (модель влияния лидера через управленческие навыки). По результатам игры проводим самоанализ и анализ принципа построения бизнес-игры
  • Само-лидерство, составляющие: исследуем свою самомотивацию, учимся работать с препятствиями и осознаем ответственность
  • Практика: на примере упражнения «Предвыборная компания»
  • Цели и миссия лидера: что мы даем окружающему миру?
  • Лидерство вовне: «вдохновитель», «коммуникатор», «эксперт», «наставник»
  • Практика: цикл упражнений на отработку навыка лидерства вовне. «Три богатыря», «Акционеры», «Фермеры», «Катастрофа», «Вакансии»
  • Диагностика собственного лидерского потенциала

Практикум. Активности: анализ и видеоанализ

  • Понимание различных видов активностей, их целей и задач
  • Виды организации групповой работы
  • Тренинговая лаборатория: учимся проводить разные виды активностей
  • Совершенствуем навык работы с группой: подача инструкций, управление мотивацией, анализ и обратная связь
  • Влияние видеоанализа на групповую динамику: где и в когда лучше применять?

5. Бизнес-процесс проведения тренинга: от снятия запроса до посттренинга

Тренинг «Работа с заказчиком»

  • Продать себя клиентам: как выстроить доверие и понять желания заказчика. Собственный бренд и стратегия тренера в переговорах. Как стать востребованным?
  • Ожидания современных бизнесов от тренингов. Технологии снятия запроса, метод первичной диагностики, что на самом деле хотят клиенты
  • Полный цикл тренинговых мероприятий: диагностика, создание программы, построение тренинговых практик, оценка результата, посттренинговое сопровождение, повторный заказ
  • Техники переговоров с потенциальными клиентами: как произвести максимальное впечатление и продать свою «экспертность»
  • Практический кейс с реальными клиентами: снятие запроса, проведение переговоров и создание программы тренинга под запрос. Презентация программ

6. Развитие тренерских компетенций.

ЭКСПЕРТНЫЙ УРОВЕНЬ

Коучинг-технологии в тренинге

  • Что такое коучинг? Принципы коучинга
  • Коучинг в тренинге. Основные принципы и технологии коучинга
  • Целеполагание, рамка конечного результата, построение раппорта и доверительных отношений, эффективные вопросы, активное слушание
  • Вопросы как эффективный инструмент тренера. Как с помощью вопросов направлять к четким целям и результатам. Как вовлечь людей: вопросы о развитии видения и достижения результата
  • Инструменты коучинга: Колесо баланса, шкалирование, GROW, работа со страхами. Обратная связь в команде
  • Программа собственного развития. Технология самокоучинга для тренера

Основы технологии фасилитации и модерации

  • Задачи, которые помогает решать метод групповой дискуссии, ее преимущества
  • Этапы дискуссии, работа со сложными участниками
  • Способы организации дискуссий: открытая дискуссия, опросы по кругу, малые группы, «снежный ком», «карусель», составление списка идей, и т. д.
  • Методы поиска нестандартных решений: мозговой штурм, метод экспертных, 365 и т. д.
  • Роли фасилитатора: побуждение к полноценному участию, поддержка взаимопонимания, стимулирование принятия взаимовключающих решений, создание чувства общей ответственности
  • Как управлять группой: запускать мозг, если тормозят, выводить из деструктива, гасить споры, держать тему. Правила критики и обратной связи
  • Роль и методы визуализации результатов, в том числе инструменты визуализации
  • Использование нетрадиционных визуальных материалов и оборудования, делающих обучение эффективным и запоминающимся

Самостоятельная разработка и проведения блока тренинга по одной из тем на выбор (возможна разработка темы под запрос участника).

  • Как мыслить позитивно? Что значит быть проактивным? Как снять эмоциональное напряжение? (как элементы стресс-менеджмента)
  • Как верно расставить приоритеты? Как замотивировать себя на «неприятные» задачи? (как элементы тайм-менеджмента)
  • Как развить креативность? Что такое интеллект-карта? (как элементы развития инициативности и творчества)
  • Как провести эффективное совещание? (элемент развития управленческих навыков)
  • Стратегии поведения в конфликте (как элемент конфликтологии)
  • Работаем с методическим обеспечением тренинга: оформление программы и сценария тренинга, разработка учебных материалов для участников
  • Учимся работать в паре: со-тренерство

Активные программы по командообразованию: методические основы

  • Типы команд, 5F модель (М. Долгов). Проводим анкетирование команды с целью построения математической модели, подбираем методы развития
  • Обзор основных методических средств: типология командных задач, обратная связь, сюжет/игровая цель, работа ведущих
  • Практикум: типология командных задач. Упражнения «Вавилонская башня», «Волшебная палочка», «Вызов зефиринке», «Реконструкция», «Переправа» и т. д.
  • В чем отличие форматов outdoor и indoor?
  • Обзор основных форматов: групподинамический тренинг, сюжетно-динамическая игра («Школа мастеров», «Страна волшебных троп»), активная деловая игра («Миссия выполнима»), квест и т. д. Что учитывать при выборе формата и задач?
  • Практика: разрабатываем сценарий программы тренинга по формированию команды

Геймификация, как метод использования игры в бизнесе

  • Изучаем историю и виды игр
  • Думаем над вопросом: что движет игроками? Игра – как элемент двойственности
  • Как создать игровую оболочку для бизнес-процесса?
  • Из чего состоит игра: изучаем основные компоненты. Игровые жанры, как часть игры
  • Практика: проживаем ролевую игру «12 стульев» (пример игрового развития навыка продаж и работы с целями)
  • Практика: алгоритм разработки игровых решений. Темы по запросу участников. Возможные варианты: геймификация процесса наставничества, квест для адаптации персонала в компании и т. д.)

9. Стратегическая сессия своими силами: подготовка и проведение

Подготовительный этап

  • Как начать проект; какую информацию, в каком виде, кто готовит; какие дополнительные мероприятия могут понадобиться
  • Разные форматы: ССП, стратегическое совещание, работа в целевых группах и т. д.
  • Переход в реализацию стратегии
  • Формирование документа и его согласование
  • Как поддерживать реализацию стратегии, в том числе системой оплаты труда