- Понятие обучения, педагогика и андрагогика: в чем разница?
- Обзор основных форматов обучения, используемых в компаниях, их специфика. А также что нового в мире тренингов?
- Особенности обучения взрослых: как вызвать интерес к обучению? Что нужно делать тренеру для повышения мотивации к обучению
- Четырехступенчатая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации: работа с тестом «4 типа»
- Анализ неэффективных действий и подбор методов работы с каждым типом участников
- Как грамотно выбрать тренерскую позицию в процессе обучения? Практикум исследования тренерских ролей
3. Развитие тренерских компетенций. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Технология создания тренинговой программы обучения
- Основные компоненты тренинга: ингредиенты и «начинка»
- Что такое «цель бизнес-тренинга» и корневая концепция. Учимся формулировать учебные цели и определять критерии результата обучения
- Логика тренинга: тренинг как структура. Строим учебный модуль на основе опыта участника. Модель Д. Колба. Подбираем способы обучения навыку на примере разных типов упражнений
- Разбор примера построения блока тренинга на примере темы «Управленческие навыки: целеполагание»
- Навык управления содержанием тренинга: тайминг, инструкции, связки, смысловые мосты, выводы
Проведение тренинговой программы обучения
- Групповая динамика. Этапы развития группы и поведение тренера на каждом этапе
- Изучаем методы и приемы управления групповой динамикой. Делимся секретами «тренерских» фишек
- Методы обучения и формы активностей: мозговой штурм, модерация, мини-лекции, деловые игры, фасилитация, кейсы, метафорические деловые игры, упражнения, тесты, групповая дискуссия, разминки, ролевые игры, демо и т. д.
- Как тренеру использовать закономерности фаз развития группы в тренинге: подбираем практические инструменты, позволяющие наладить взаимосвязь структуры тренинга с процессами групповой динамики
- Практика: с чего начинается тренинг? Упражнения на отработку навыков сбора и коррекции ожиданий участников группы «Вершина целей», «Парковка вопросов»
- Практика: методы активизации группы участников. «Энерджайзеры» и групповые активизаторы
- Типы «трудных» участников. Приемы и техники работы с «трудными» участниками. Практика: Кейс «Подготовка сценария и презентация тренинга по продажам»
Навыки презентации
- 4 основных фокуса внимания вашего тренинга. Разрабатываем «правильный» дизайн тренинга: структура, подача, презентация
- Самопрезентация тренера: питч, легенды, зачем это нужно
- Куда девать руки во время выступлений: голос, жестикуляция, позы, «ментальный» костюм тренера. Как и чем мы влияем на людей?
- Кратко о современной визуальной презентации: что и как показывать, когда нужно и не нужно использовать Power Point, флип-чарт и другое оборудование тренера.
- Управление собой во время тренинга: психологический настрой, работа с собственными реакциями
- Как ответить на любой вопрос участников и усилить эффект тренинга
4. Развитие тренерских компетенций. МАСТЕРСКИЙ УРОВЕНЬ
Развитие лидерского потенциала тренера: тренинг личного развития
- Понятие лидерства в бизнесе. Как элементы лидерства вписываются в процессы организационного менеджмента
- Что такое команда? Нужна ли команда бизнесу? Кто такой лидер?
- Эволюция ценностей: теория К. Грейвса. Практика: проживаем бизнес-игру «Спиральная динамика» (модель влияния лидера через управленческие навыки). По результатам игры проводим самоанализ и анализ принципа построения бизнес-игры
- Само-лидерство, составляющие: исследуем свою самомотивацию, учимся работать с препятствиями и осознаем ответственность
- Практика: на примере упражнения «Предвыборная компания»
- Цели и миссия лидера: что мы даем окружающему миру?
- Лидерство вовне: «вдохновитель», «коммуникатор», «эксперт», «наставник»
- Практика: цикл упражнений на отработку навыка лидерства вовне. «Три богатыря», «Акционеры», «Фермеры», «Катастрофа», «Вакансии»
- Диагностика собственного лидерского потенциала
Практикум. Активности: анализ и видеоанализ
- Понимание различных видов активностей, их целей и задач
- Виды организации групповой работы
- Тренинговая лаборатория: учимся проводить разные виды активностей
- Совершенствуем навык работы с группой: подача инструкций, управление мотивацией, анализ и обратная связь
- Влияние видеоанализа на групповую динамику: где и в когда лучше применять?
5. Бизнес-процесс проведения тренинга: от снятия запроса до посттренинга
Тренинг «Работа с заказчиком»
- Продать себя клиентам: как выстроить доверие и понять желания заказчика. Собственный бренд и стратегия тренера в переговорах. Как стать востребованным?
- Ожидания современных бизнесов от тренингов. Технологии снятия запроса, метод первичной диагностики, что на самом деле хотят клиенты
- Полный цикл тренинговых мероприятий: диагностика, создание программы, построение тренинговых практик, оценка результата, посттренинговое сопровождение, повторный заказ
- Техники переговоров с потенциальными клиентами: как произвести максимальное впечатление и продать свою «экспертность»
- Практический кейс с реальными клиентами: снятие запроса, проведение переговоров и создание программы тренинга под запрос. Презентация программ
6. Развитие тренерских компетенций.
ЭКСПЕРТНЫЙ УРОВЕНЬ
Коучинг-технологии в тренинге
- Что такое коучинг? Принципы коучинга
- Коучинг в тренинге. Основные принципы и технологии коучинга
- Целеполагание, рамка конечного результата, построение раппорта и доверительных отношений, эффективные вопросы, активное слушание
- Вопросы как эффективный инструмент тренера. Как с помощью вопросов направлять к четким целям и результатам. Как вовлечь людей: вопросы о развитии видения и достижения результата
- Инструменты коучинга: Колесо баланса, шкалирование, GROW, работа со страхами. Обратная связь в команде
- Программа собственного развития. Технология самокоучинга для тренера
Основы технологии фасилитации и модерации
- Задачи, которые помогает решать метод групповой дискуссии, ее преимущества
- Этапы дискуссии, работа со сложными участниками
- Способы организации дискуссий: открытая дискуссия, опросы по кругу, малые группы, «снежный ком», «карусель», составление списка идей, и т. д.
- Методы поиска нестандартных решений: мозговой штурм, метод экспертных, 365 и т. д.
- Роли фасилитатора: побуждение к полноценному участию, поддержка взаимопонимания, стимулирование принятия взаимовключающих решений, создание чувства общей ответственности
- Как управлять группой: запускать мозг, если тормозят, выводить из деструктива, гасить споры, держать тему. Правила критики и обратной связи
- Роль и методы визуализации результатов, в том числе инструменты визуализации
- Использование нетрадиционных визуальных материалов и оборудования, делающих обучение эффективным и запоминающимся
Самостоятельная разработка и проведения блока тренинга по одной из тем на выбор (возможна разработка темы под запрос участника).
- Как мыслить позитивно? Что значит быть проактивным? Как снять эмоциональное напряжение? (как элементы стресс-менеджмента)
- Как верно расставить приоритеты? Как замотивировать себя на «неприятные» задачи? (как элементы тайм-менеджмента)
- Как развить креативность? Что такое интеллект-карта? (как элементы развития инициативности и творчества)
- Как провести эффективное совещание? (элемент развития управленческих навыков)
- Стратегии поведения в конфликте (как элемент конфликтологии)
- Работаем с методическим обеспечением тренинга: оформление программы и сценария тренинга, разработка учебных материалов для участников
- Учимся работать в паре: со-тренерство
Активные программы по командообразованию: методические основы
- Типы команд, 5F модель (М. Долгов). Проводим анкетирование команды с целью построения математической модели, подбираем методы развития
- Обзор основных методических средств: типология командных задач, обратная связь, сюжет/игровая цель, работа ведущих
- Практикум: типология командных задач. Упражнения «Вавилонская башня», «Волшебная палочка», «Вызов зефиринке», «Реконструкция», «Переправа» и т. д.
- В чем отличие форматов outdoor и indoor?
- Обзор основных форматов: групподинамический тренинг, сюжетно-динамическая игра («Школа мастеров», «Страна волшебных троп»), активная деловая игра («Миссия выполнима»), квест и т. д. Что учитывать при выборе формата и задач?
- Практика: разрабатываем сценарий программы тренинга по формированию команды
Геймификация, как метод использования игры в бизнесе
- Изучаем историю и виды игр
- Думаем над вопросом: что движет игроками? Игра – как элемент двойственности
- Как создать игровую оболочку для бизнес-процесса?
- Из чего состоит игра: изучаем основные компоненты. Игровые жанры, как часть игры
- Практика: проживаем ролевую игру «12 стульев» (пример игрового развития навыка продаж и работы с целями)
- Практика: алгоритм разработки игровых решений. Темы по запросу участников. Возможные варианты: геймификация процесса наставничества, квест для адаптации персонала в компании и т. д.)
9. Стратегическая сессия своими силами: подготовка и проведение
Подготовительный этап
- Как начать проект; какую информацию, в каком виде, кто готовит; какие дополнительные мероприятия могут понадобиться
- Разные форматы: ССП, стратегическое совещание, работа в целевых группах и т. д.
- Переход в реализацию стратегии
- Формирование документа и его согласование
- Как поддерживать реализацию стратегии, в том числе системой оплаты труда