Бизнес-инкубатор — это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления этим фирмам материальных, информационных, консультационных и других необходимых услуг.
· Цели и задачи бизнес-инкубатора
Принципиальным при определении бизнес-инкубатора является тот факт, что основной целью его деятельности является оказание в фиксированные сроки поддержки зарождающимся предприятиям при организации первоначальной деятельности и выходе на рынок. Типичной является ситуация, при которой начинающая фирма имеет в своем активе идею ведения хозяйственной деятельности, небольшой штат (нередко, 1-2 человека), незначительные финансовые средства, и плохо приспособлена к конкурентной среде своего региона.
Главной целью реализации идеи бизнес-инкубирования должно быть развитие регионов на основе оказания поддержки малому бизнесу, представителям которого сложно адаптироваться к условиям существующей конкурентной среды.
Стремительное развитие и бурный рост числа бизнес-инкубаторов во многих странах мира доказывает эффективность использования этой модели для решения этой и целого ряда других задач, среди которых можно выделить следующие:
· оздоровление экономической активности регионов, развитие внутренних рынков, диверсификация регионов;
· рост числа малых предприятий, повышение их жизнеспособности, а следовательно, расширение налогооблагаемой базы регионов и государств;
· наиболее полное использование ресурсов регионов, включая трудовые, производственные, технологические, природные и пр.;
· повышение инновационной активности бизнеса в целом, внедрение новых технологий и ноу-хау;
· создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики (крупный бизнес, государственный, финансовый сектор и пр.), а также межрегиональных и международных связей, способствующих укреплению экономических систем;
· рост занятости и уровня жизни населения;
· превращение новых технологий, разработанных университетами, лабораториями или исследовательскими институтами, в источник прибыли;
· создание и поддержка промышленного и технологического сектора;
· стимулирование предпринимательской модели поведения среди национальных меньшинств, молодежи, людей с низким доходом;
· обеспечение возможностей для получения финансовой прибыли по инвестициям в новые компании.
· Типы бизнес-инкубаторов
Различия в характере деятельности и структуре бизнес-инкубаторов и их роли в национальных инновационных системах значительным образом определяются условиями, существующими в конкретной стране. В США отмечается принципиальное отличие бизнес-инкубатора от технопарка, состоящее в том, что технопарк объединяет компании разного уровня развития, а бизнес-инкубатор — одного. Важным является также наличие фиксированного срока (4-6 месяцев) пребывания начинающего предприятия в бизнес-инкубаторе. по истечении которого фирма начинает самостоятельную деятельность на рынке. С этого момента ей отказывается в предоставлении льгот на аренду площадей, льгот при налогообложении и иных преференций, за счет которых компания развивалась на начальном этапе.
Классический бизнес-инкубатор. ориентированный на развитие бизнеса, объединяет под своей крышей предприятия самого разного профиля: от автосервиса до кондитерской. Иногда, наоборот, БИ объединяют предприятия исключительно одной направленности — для развития в регионе слабого сектора бизнеса (есть швейные, медицинские, сельскохозяйственные бизнес-инкубаторы).
Существуют бизнес-инкубаторы. ориентированные на развитие наукоемких малых предприятий, и именно они представляют наибольший интерес с точки зрения изучения инновационных процессов в конкретном государстве. К ним относится бизнес-инкубатор называемый иногда инкубатором технологий. Это наукоемкое предприятие, связанное с университетом, научно-технологическим парком или инновационным центром. Его задачи — обслуживание малых инновационных предприятий, выращивание новых фирм, оказание им помощи в выживании и успешной деятельности на ранней стадии развития. Инкубатор технологий может быть интегрированной частью научного парка (Великобритания), исследовательского парка (США), технопарка (Россия), научно-промышленного парка (Китай).
В городах России все более активно создаются бизнес-инкубаторов. цель которых — поддержать те слои населения, которые не способны в одиночестве выжить в условиях рынка. В этом случае предпочтение при приеме в инкубатор отдается фирмам, сотрудники которых, например, этнические меньшинства, или сельские жители, или женщины, или молодежь.
В развитых странах наибольшее распространение получили венчурные инкубаторы, основным отличием которых является использование зонтичного брэнда бизнес-инкубатора и налаживание взаимодействия с венчурными инвесторами — органами государственной власти, крупными компаниями из других стран.
Изменение бизнес-среды в новой экономике привело к возникновению такой разновидности БИ, как интернет-инкубаторы, которые, в свою очередь, могут быть следующих видов:
· венчурные инкубаторы;
· венчурные акселераторы;
· венчурные порталы;
· сетевые инкубаторы;
· вертикальные инкубаторы;
· инкубаторы, ориентированные на внутренние идеи.
Интернет-инкубаторы различаются набором и особенностями оказываемых услуг.
Венчурный акселератор — сервисная компания, которая оказывает начинающим предпринимателям консультационные услуги по подготовке бизнес-плана, маркетингу и позиционированию проекта, выведению на рынок, сервисные услуги, необходимые начинающей компании.
Сетевые инкубаторы представляют собой смесь собственно венчурных фондов и управляющих компаний, а также могут работать с компаниями, находящимися в разных городах.
Вертикальные инкубаторы специализируются на выращивании компаний, принадлежащих одному вертикальному рынку, например рынку мобильной коммерции. В таком инкубаторе могут находиться компании, занимающиеся инфраструктурными разработками (на уровне протоколов передачи данных, обеспечения безопасности и др.); компании, специализирующиеся на мобильном контенте и продаже через мобильные устройства доступа.
Инкубаторы, ориентированные на внутренние идеи, создаются при участии крупных транснациональных корпораций и занимаются развитием компаний, образовавшихся внутри этих корпораций на базе внутренних идей. Такие инкубаторы организовываются специалистами, являющимися экспертами в какой-либо офф-лайновой области бизнеса. Они могут оказать услуги бизнесу по упрощению и интенсификации обмена информацией; имеют возможность на базе собственных идей формировать команды разработчиков, привлекать квалифицированных менеджеров и осуществлять общий надзор за их работой.
3) Предоставляемые услуги
Создание бизнес-инкубатора всегда предполагает наличие необходимого набора материальных фондов и оказание определенного спектра услуг. К фондам, помимо прочего, всегда относится помещение, оборудованное компьютерной техникой или специальным оснащением, в зависимости от профиля компаний. В спектр предоставляемых бизнес-инкубатором услуг всегда входят консультационные услуги в правовой, экономической и иных сферах применительно к ситуации в стране, а также услуги специалистов, имеющих значительный опыт ведения подобной хозяйственной деятельности.
Бизнес-инкубаторы оказывают следующие услуги вновь создаваемым и начинающим компаниям:
· индивидуальные консультации между учредителями малого предприятия, руководителями высшего звена, руководителями бизнес-инкубаторов и персоналом;
· консультирование, а также налаживание связей между компанией-клиентом и профессиональными консультантами в сфере бизнес-услуг;
· обучение (включая стажировку в других компаниях), повышение уровня компетенции менеджеров и специалистов;
· проведение тренингов по различным темам, как-то: составление бизнес-плана, повышение привлекательности своего бизнеса для инвесторов, установление цен на свои услуги и товары, поиск новых рынков сбыта и др.;
· управление человеческими ресурсами (поиск и наем требуемых ключевых специалистов);
· проведение внутрисетевых мероприятий и бизнес-ярмарок с целью помочь начинающим компаниям наладить контакты и развить новый бизнес;
· проведение форумов, на которых учредители и руководители высшего звена разных компаний могут обсуждать свои проблемы, обмениваться опытом;
· поддержка начинающих компаний в налаживании полезных связей с крупными компаниями для внедрения своих технологий или реализации товара;
· налаживание связей с потенциальными инвесторами;
· налаживание связей для решения технических проблем и техническая поддержка собственными силами;
· организация офисной инфраструктуры (помещение, мебель, офисная тех¬ника, компьютеры, внутренняя сеть, внешняя связь, доступ в Ин¬тернет, конференц-залы и т. п.);
· обеспечение доступа к специализированному оборудованию как на территории БИ, так и в лабораториях университетов, научных организаций или в других местах;
· ознакомление сотрудников компаний-клиентов со справочной литературой по разным вопросам;
· юридические и бухгалтерские услуги.
Таким образом, пользуясь содействием бизнес-инкубатора. предприниматель сосредотачивается на одной задаче — начать выпуск продукции (услуги) и выйти на рынок, в решении остальных проблем ему содействует команда бизнес-инкубатора (администрация, эксперты, консультанты). Она помогает приобрести предпринимателю "свое лицо", занять свою нишу на существующем рынке, представляет его интересы во внешней среде, создает концепцию ведения рекламной деятельности.
Бизнес-инкубаторы должны играть роль гибкого и мобильного хозяйственного организма для быстрой реализации предпринимательских проектов различного уровня сложности. Они должны строить и развивать новую деятельность из уже имеющихся в наличии ресурсов, позиций и фигур (инженеры-изобретатели; инвесторы; эксперты, оценивающие риски; менеджеры, отвечающие за техническую организацию работы; менеджеры по кадрам; менеджеры по сбыту и т. д.). Характер предлагаемой бизнес-инкубатором конфигурации будущей деятельности должен явиться результатом анализа ситуации, прогнозирования, планирования.
4) Организационная форма и финансовые ресурсы
В развитых странах бизнес-инкубаторы организуются и финансируются за счет средств местных органов власти, университетов, промышленных корпораций, субсидий (часто безвозвратных) от центрального правительства. Деятельность бизнес-инкубаторов базируется на использовании значительных объемов капитализированных средств, т. е. уже вложенных в недвижимость и научно-производственные фонды. При этом речь идет именно о долговременных рискованных вложениях. Таким образом, создание инновационных БИ могут позволить себе только достаточно стабильные в финансовом отношении структуры. В России часто бизнес-инкубатор находится в составе таких организаций, как технопарки, инновационные центры и др. которые оказывают малым предприятиям гораздо более широкий спектр услуг.
Среди бизнес-инкубаторов различают субъекты трех типов:
· бесприбыльные;
· прибыльные;
· филиалы вузов;
· частные (финансируемые венчурными капиталистами).
Факторы успеха бизнес-инкубаторов
Успеху БИ способствует следующее:
— наличие детального плана действий со сроками и исполнителями;
— связь с высшим учебным заведением, научно-исследовательским центром или институтом;
— наличие ясных критериев отбора клиентов;
— направленность на достижение конкретного результата;
— оказание консультационных услуг в области управления бизнесом, организация бухгалтерского учета;
— подготовка кадров предпринимателей;
— обеспечение доступа к источникам финансирования;
— оказание косвенной финансовой поддержки;
— поддержка общественности, по крайней мере на местном уровне;
— наличие широких связей между предпринимателями.
Главной отличительной чертой европейских БИ является широкое участие в их организации крупных корпораций. Примером может служить фирма «Оливетти», имеющая собственную программу организации и поддержки инкубаторов бизнеса, открывающая свои представительства в технопарках. Этот интерес объясняется не только большей социальной ответственностью крупного бизнеса Европы по сравнению с США, но и тем, что сама жизнь доказала: новые идеи, товары и услуги имеют намного больше шансов появиться в малой фирме, нежели в недрах крупной корпорации с многотысячным штатом сотрудников и миллиардными затратами на НИОКР.
Европейские инкубаторы в отличие от американских имеют больший уровень специализации, в большей степени ориентированы на наукоемкий бизнес и целенаправленно поддерживают безработных. Различная предпринимательская культура Европы и США объясняет, видимо, и тот факт, что начинающие американские предприниматели гораздо чаще своих европейских коллег концентрируют усилия на обеспечении роста своей фирмы, последовательном превращении ее в среднюю, а затем в крупную компанию.
Обсуждаем вопросы, проблемы, решения по Бизнес-Инкубированию http://inkubator.3nx. ru