Конкуренция и российский бизнес

Конкуренция и российский бизнес«Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев»

Элберт Хаббард

Concurro (лат.) – «сбегаюсь, сталкиваюсь».

Складывающаяся сегодня в России общественно-экономическая ситуация, вызвала к жизни новые реалии и понятия, которые во многом являются определяющими в деятельности отечественных предпринимателей. Конкуренция, конкурентоспособность и ее повышение, сегментирование рынка, проблемы спроса и реализации продуктов, нормы прибыли — вот некоторые из них. Поэтому таким важным моментом становится умение использовать современные подходы к управлению компанией, т. к. именно совершенствование менеджмента, внедрение комплексного управления как организацией, так и ресурсами, повышает и конкурентоспособность предприятия.

Но если вопросы рынка у нас обсуждают давно, то тему конкуренции в России стали затрагивать сравнительно недавно. В советский дореформенный период только внешнеторговые предприятия сталкивались с конкуренцией в то время. как внутри страны конкурентного рынка не было, поэтому и вопрос о конкуренции, конкурентоспособности российской промышленности даже не возникал – все эти понятия имеют смысл только при наличии конкурентной среды. Во времена социалистической экономики конкуренцию пытались искусственно насадить под именем «соцсорвнование», но, несмотря на то, что «конкуренция» буквально и означает «соревнование», тем не менее, именно соцсоревнование все-таки не смогло обеспечить того уровня благосостояния страны, которое достигли государства Запада при наличии там жесточайшей конкуренции. Дело в том, что не совпадали критерии оценки его результатов: на Западе – это всегда лучшее соотношение «выручка\издержки», в советской экономике – «кто больше». Результат известен.

Только после вступления России в рыночную экономику возникли предпосылки для создания конкурентного рынка, а значит и конкуренции. Правда, все оказалось не так просто. Когда в начале 90-х годов началось массовое создание частных фирм, предприниматели оказались не готовы к тем новым условиям, в которых они оказались. Не имея опыта конкурентной борьбы, они пытались решить свои проблемы, используя опыт ведения боевых действий, политических интриг, криминальных разборок, т. е. методами, осуждаемыми цивилизованным бизнесом. Сыграл свою роль и процесс приватизации, когда под конкуренцией подразумевалась ожесточенное соперничество за передел собственности, сопровождавшийся банкротством предприятий и распродажей их активов.

Однако, ситуация меняется, российский бизнес постепенно адаптируется к рыночным условиям и конкуренция в России становится в последние годы реальностью для участников отечественного бизнеса на внутреннем рынке. Конкуренция же между российской и мировой продукцией существовала всегда. Особенность нынешней ситуации заключается лишь в том, что зарубежным фирмам противостоит теперь не единый соперник в лице советского государства, а отдельные российские производители.

Так что же такое «конкуренция»? Соперничество? Соревнование? (В английском языке, в отличие от языков романской группы, эти слова синонимы, «competition» – это одновременно и конкуренция, и соревнование, и соперничество). На сегодняшний день не существует общепринятого определения этого понятия, тем не менее, все единодушно признают, что конкуренция является «одной из наиболее ярких отличительных особенностей бизнеса. двигателем экономического прогресса, механизмом саморегуляции рыночной экономики». Еще классик экономической теории А. Смит писал, что конкуренция – это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

Наиболее типичные определения конкуренции:

Строгое значение понятия конкуренция, очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо, под «человеком» понимается субъект рынка (А. Маршалл)

Конкуренция – механизм регулирования пропорций общественного производства

Конкуренция – соперничество экономических субъектов за достижение лучших результатов на каком-либо поприще

Таким образом. можно наметить три подхода к определению конкуренции:

Конкуренция определяется как состязательность на рынке. Такой подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов и характерен для отечественной литературы.

Конкуренция рассматривается как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.

Конкуренция определяется как критерий, по которому в свою очередь определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной микроэкономической теории, по которой «конкуренция» понимается как свойство рынка, т. е. под конкуренцией «подразумевается не соперничество, а скорее степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В этой связи важно различие терминов «конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к действительному поведению (предложению новых продуктов, улучшение качества уже выпускаемых, рекламировании своей продукции, продвижению ее на рынок т. п.), тогда как термин «конкуренция» относится к определяющей строение рынка, модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке».

В отечественной литературе определение конкуренции претерпело такие же изменения. как и вся российская. экономика.

В условиях господства идеологических запретов советского периода, когда отношение к самому понятию «конкуренция» было вообще отрицательным, конкуренция определяется как «антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции — борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий».

Сегодня, когда конкуренция в российском бизнесе стала реальностью, о которой говорят вслух и всерьез, определение ее также изменилось на диаметрально противоположное:

«Конкуренция естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей»

Считается, что наиболее точное определение конкуренции дано А. Ю.Юдановым:

«Рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка». В соответствии с законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарном рынке»- «конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». При этом имеется в виду не ограничение конкуренции как таковой, наоборот, государственная политика направлена на ее стимулирование. Речь идет о так называемой «недобросовестной конкуренции», т. е. промышленный шпионаж, введение потребителя в заблуждение, криминальные методы ведения конкурентной борьбы и т. д.

Такая государственная политика исходит из того факта, что конкурентная борьба должна стимулировать повышение разнообразия товаров и его качества, внедрение инноваций, проникновение на новые рынки… Кроме того, конкурентный рынок не терпит «расслабившихся», удаляет слабых, оставляя только сильных.

В литературе можно встретить различные виды конкуренции:

Добросовестная – недобросовестная;

Ценовая – неценовая;

Временная – постоянная;

Целенаправленная – хаотическая;

Внутриотраслевая – межотраслевая;

Региональная – межрегиональная.

Очевидно, каждый из видов конкуренции характерен для определенного сегмента рынка, тех конкурентных механизмов, которые действуют на нем, и должны тщательно анализироваться маркетологами.

Как действует конкуренция в бизнесе очень образно поясняет Пол Хейне в своей книге «Экономический образ мышления», сравнивая бизнес с многополосной автомобильной дорогой, где каждый водитель на хорошем автомобиле стремиться перестроиться как можно ближе к левым рядам, где есть возможность развить более высокую скорость. Так и каждый бизнесмен пытается пробиться в рыночные ниши с более высокой нормой прибыли. Но как только на левых полосах скапливается много автомобилей. Скорость движения на них ощутимо снижается. Тогда каждый водитель начинает искать свободное пространство на других полосах, где можно двигаться с максимально доступной скоростью. В результате постоянных перестроек движение на дороге самоорганизуется. «Весь процесс, — продолжает П. Хейне, — идет быстро и непрерывно, и гораздо эффективнее, чем если бы кто-то при въезде на автостраду выдавал билеты, предписывающие автомобилям занимать определенный ряд и двигаться с определенной скоростью»

К сожалению, в России конкуренция и бизнес складываются не лучшим образом. Когда в начале 90-х начинались реформы, специалисты возлагали большие надежды на создание конкурентной среды, а значит и конкуренции, что должно было привести повышению качества продукции, увеличению ассортимента и снижению цен. Однако отсутствие ограниченного платежеспособного спроса при наличии тотального дефицита, который необходимо было устранить, создали условия для существования огромного количества предприятий различных форм собственности и размеров, а колоссальный российский рынок позволил существовать всем без какого-либо намека на конкурентную борьбу между ними.

Такие условия позволили любой, самой мелкой компании, вести себя как монополист, манипулируя ценами, естественно, в сторону их повышения на свою, как правило, перепродаваемую продукцию. Сложившаяся ситуация на российском рынке, способствующая получению колоссальных прибылей, привлекли в Россию иностранные фирмы, которые помогли в преодолении дефицита, но затем последовало резкое снижение покупательной способности, сокращение спроса и, как следствие — превращение российского рынка из рынка производителя в рынок потребителя. В свою очередь, это привело к тому, что приоритетом покупателя стало соотношение «цена /качество». Естественно, такое соотношение является важным фактором конкурентного рынка, т. к. компании, желающие сохранить свою нишу на рынке, вынуждены оценивать свое конкурентное окружение, реагировать на действия как своих конкурентов, так и на растущие запросы потребителей, учитывать возможности, предоставляемые внедрением новых технологий. Иначе говоря, чтобы работать в высоко конкурентных сегментах рынка, компании необходимо иметь детальную информацию о своих реальных и потенциальных возможностях, которые могут быть задействованы в конкурентной борьбе, причем уровень конкурентоспособности фирмы должен постоянно корректироваться с учетом сложившейся экономической ситуации.

Как считают специалисты, «показатель конкурентоспособности предприятия – это зеркало, в котором отражаются итоги работы практически всех его служб и подразделений, а также его реакция на изменения внешних факторов воздействия. при этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным товаром – лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем. Далее следует большая кропотливая, а главное – систематическая работа по управлению конкурентоспособностью товара, что подразумевает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы».

Кроме того, на уровень конкурентоспособности фирмы важнейшее воздействие оказывает научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, внедрение современных средств автоматизации бизнес-процессов.

Все это свидетельствует о том, что произошли радикальные, необратимые изменения в среде функционирования российских предприятий, вызывающие необходимость заново пересмотреть многие традиционные правила. Теперь предприятия, ради выживания и приспособления к непрерывно изменяющимся условиям существования, вынуждены постоянно перестраивать свою структуру и организацию работ, видоизменять стратегии и тактики деятельности и поведения в деловом мире. Для решения этих проблем могут быть использованы идеи бизнес-инжиниринга, суть которых изложена в предыдущих публикациях настоящего издания (см. №№6 и 11).

В условиях криминализации российского бизнеса, проблема выживания в условиях конкурентного рынка становится одной из основных для отечественных компаний, а от того, какими методами – «добросовестной или недобросовестной конкуренции» — она будет решаться, зависит и восприятие российского бизнеса на Западе: если целью «добросовестной конкуренции» является «получение долгосрочного конкурентного преимущества, обеспечивающего конкурентоспособность товаров или услуг производителя, …. то цель «недобросовестной конкуренции» — остановить конкурента, помешать ему, получить сиюминутное конкурентное преимущество». Поэтому уже давно пришли к осознанию необходимости защиты от «недобросовестной конкуренции», сюда относятся и законы, ограничивающие возможности создания монополий, законы, направленные на защиту прав потребителей, законы о рекламе и т. п. (Так еще в 1883 году была принята парижская «Конвенция по охране промышленной собственности», имеется соответствующая статья и в упомянутом ранее законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарном рынке»).

Однако, наряду с законами и соглашениями остается и продолжает действовать еще один, наименее формальный, но от этого не менее эффективный метод — деловая репутация человека и фирмы. Вот почему в условиях конкурентного рынка, где столкновения как бы изначально запрограммированы, необходимо соблюдать «правила игры» и понимать ради чего и на что ты идешь – ведь даже на войне и «борьбе без правил» есть свои правила, нарушать которые не рекомендуется никому. Как показывает жизнь, «реальный успех в конкурентной борьбе возникает не из прямолинейного стремления "придушить" противника, но из искусного комбинирования множества факторов, ориентированных совершенно в иную сторону, прежде всего — на разностороннюю работу с клиентом и с предлагаемым продуктом, включая тщательное изучение рынка, меры по эффективной организации собственного производства и системы сбыта».

В заключение хочется привести слова Г. Форда, который приветствовал своих коллег словами – «Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела — преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы».